В четверг 5-й седмицы на утрени прочитывается весь Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также читается житие Марии Египетской. В нашем храме чтение канона совершалось в среду вечером. В четверг служилась Литургия Преждеосвященных Даров.

Суббота 5-й седмицы называется субботой акафиста, а сама служба в этот день получила название "Похвалы Пресвятой Богородицы". В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году.

Акафист - это есть священная похвала Пресвятой Девы. В субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером).

 

Фотографии в альбоме "Неделя 4-я: прп. Иоанна. 5-я седмица Великого поста".

 

По содержанию акафист делится на две части: историческую, в которой излагается история воплощения и первых лет жизни Сына Божия, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а икосах величие Божией Матери.

Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери?

Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

В пятую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св. прп. Марию Египетскую, великую подвижницу, в ее лице представляет нам образ истинного покаяния и ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся.

Непрестанно руководствуя православных христиан в продолжение Четыредесятницы в освятительных подвигах поста и покаяния, Церковь при богослужении в 5-ю седмицу утешает и одобряет постящихся тем, что они прошли уже половину поста, и побуждает, чтобы мы, "преполовивше священный пощения путь, радостно текли к будущему Воскресению". Усугубляя при конце постного поприща побуждения к неослабному богоугодному житию, Церковь и в 5-ю седмицу продолжает напоминать нам, что мы впали в грехи, подобно впавшему в разбойники, и внушает ожидать милосердия от Господа. Священные песнопения, возносимые при богослужении пятой седмицы, преданы Церкви в 7 и 8 веках св. Софронием Иерусалимским, Андреем Критским, Иосифом и Феодором Студитами. 

2016 © «Храм Святого Праведного Федора Ушакова ( у Речного вокзала)»