В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту.

Фотографии в альбоме "Неделя 3-я Великого поста: Крестопоклонная".

Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы парафразой пасхального Канона. 

Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче.

Дорогие братья и сестры!

В нашем храме св. прав. воина Феодора Ушакова продолжается цикл бесед для взрослых прихожан.
Очередная встреча состоится 10 марта (в субботу) в здании воскресной школы.
Тема беседы: «Пост, церковный календарь и история празднования Пасхи в христианской Церкви».
Начало в 15:00.

Приглашаем всех желающих!

Присоединяйтесь к группе вконтакте "Беседа 5. "Пост. История празднования Пасхи"

Значение Великого поста не только в исполнении религиозных обязанностей - исповедь, причастие, ограничение в пище, но, прежде всего переход из одного духовного состояния в другое, своеобразная лестница к небу. И все великопостное Богослужение служит этой цели. Следует уточнить, что постовая служба совершается только по будням: суббота и воскресение в число дней поста не входит. Поэтому если кто желает понять что такое Великий пост, прочувствовать его, то следует приходить на будние службы. Пусть ненадолго, но только здесь можно ощутить удивительную атмосферу великопостного богослужения. На первой седмице в нашем храме служилась Литургия Преждеосвященных Даров в день памяти св. великомученика Феодора Стратилата.

В самом начале Великого поста, исходным «тоном», которым определяется вся великопостная «мелодия», является великий покаянный канон прп. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читался в нашем храме за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, который раскрывает всю бездну греха, потрясает душу раскаянием и надеждой.

Фотографии можно посмотреть в альбоме "1-я седмица Великого поста".

Господь Иисус Христос, находясь на земле, совершал исцеления больных. Он и апостолам дал власть: «….возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:18). Апостолы Христовы мазали болящих маслом и исцеляли Духом Святым. Повеление Христа апостолам исцелять, помазуя болящих маслом, Церковь исполняет и в сегодняшний день. Это выражается в Таинстве Елеосвящения, в котором при помазании больного освящённым елеем (растительным маслом), призывается на больного Божественная благодать для исцеления его от телесных и душевных недугов. Духом Святым Всевышний Владыка Господь преображает душу человека. Особенно подробно говорит об этом Таинстве апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). 
 
Таинство Елеосвящения ещё называется Соборованием, потому что оно совершается собором (собранием) пресвитеров, как выражение именно того, что не человек исцеляет, обладая какими-то способностями, но совершает это Бог. Таинство это должно совершаться семью священниками, хотя по необходимости его может совершить и один священник. По учению католицизма, единственной целью Елеосвящения служит избавление от грехов и приготовление к мирной кончине, но отнюдь не исцеление от болезни, поэтому оно совершается у католиков только над людьми безнадежно больными, близкими к смерти. Такое неправильное понимание Таинства иногда встречается и у нас среди верующих, считающих, что только умирающих надо напутствовать этим Таинством. Есть ещё одно распространённое ложное мнение о том, что во время Соборования прощаются все забытые грехи. Это не соответствует действительности. Господь должен был сначала обидеться на человека, чтобы простить грех. Но мы знаем, что Бог – это не человек, Он не обижается. Он любит каждого из нас совершенной всепоглощающей любовью. 
 
 
 

В нашем храме 21 февраля в 7:00 будет совершаться Литургия Преждеосвященных Даров.

Литургия Преждеосвященных Даров - это один из чинов Божественной литургии, совершаемых в дни Великого Поста. Совершение Божественной литургии - это всегда праздник для всей Церкви и для каждого христианина. Это радость явления и присутствия Христа среди Своих учеников. Но Таинство Евхаристии несовместимо со строгостью Великого Поста, который должно проводить с чувством глубокого душевного сокрушения о своих грехах. Поэтому в известные дни Великого Поста не положено совершать Таинство Евхаристии. Однако плод Евхаристии Освященные Дары - всегда присутствуют в Церкви.

Начало Литургии Преждеосвященных даров восходит к первым векам христианства. Св. Симеон Солунский говорит: «Преждеосвященная Литургия произошла издревле и от апостольских преемников». Михаил Керулларий, патриарх Константинопольский (XI в.), тоже свидетельствует о ее древности:
«Литургия Преждеосвященных Даров есть древняя и древлепреданная, известная Св. Церкви Божией еще до тайноводственников наших Златоуста и Василия Великого, что видно из 49-го правила Лаодикийского Собора. Во всех св. Церквах сохраняется молитва из неописанного предания, что читаемая по перенесении Св. Даров на жертвенник тайная молитва принадлежит св. Афанасию Александрийскому». 

2016 © «Храм Святого Праведного Федора Ушакова ( у Речного вокзала)»